пятница, 17 октября 2025 г.

Спиннинг (La pêche au lancer). Версия для "тупых американцев".

Спиннинг (перевод французской статьи с "английского").

Предисловие.

Я наткнулся на эту любопытную статью на французском сайте о рыбалке. Так как мне очень интересна история спиннинга (я сам ловлю на ретро-снасти (с 1950-х и до начало 2000-х)), я решил поделится находкой с вами, мои читатели. К своему удивлению, я обнаружил, что, при переключении языков на сайте с французского на английский, смысл статьи довольно сильно меняется. Пришлось делать две версии (вольного) перевода. Сегодня я предлагаю вам версию для "тупых американцев".

Настоящая революция в спортивной рыбалке произошла в первой половине прошлого века, когда появление спиннинга (La pêche au lancer - рыбалка с забросом), в современном его понимании, позволила всем рыбакам, после непродолжительного обучения, буквально прочёсывать наши реки, где водятся форель и щука, с помощью блесны. Это стало основной причиной (в то время ещё не было загрязнения рек) обеднения и даже почти полного исчезновения этих видов почти по всей нашей стране.


Рыбалка с дальним забросом до войны (написано - "тяжёлым спиннингом").

В отличие от ловли на искусственную мушку, зародившейся в Македонии во II веке нашей эры и практиковавшейся почти два тысячелетия без катушки, ловля на спиннинг, независимо от того, считается ли она тяжёлой, лёгкой или сверхлёгкой, неотделима от использования катушки, в частности тех моделей, известных, как «спиннинговые» (предназначенные для заброса).


Слишком сложная конструкция: эта катушка, сочетающая в себе элементы нахлыстовой и спиннинговой, оказалась полным провалом.



Ещё одна катушка, которая могла использоваться, как для нахлыста, так и для ловли кастинговым удилищем.

До изобретения «спиннинговой катушки» — по сути, пустой банки из-под горошка, дно которой было закреплено на палке, — виконтом Анри де Франсом в 1903 году, существовали только медные или латунные катушки типа лебёдки, которые вообще не позволяли делать забросы.


Стоит признать, что с конца XIX века самые удачливые английские и французские рыболовы-спортсмены могли найти у редких импортёров катушки с четырёхкратным передаточным числом, привезённые из Америки и называвшиеся именно «для заброса в американском стиле».
Но эти катушки были дорогими и, когда во время заброса они не срабатывали (даже под управлением опытных рук), это означало, что рыбалка не задалась.


Соревнование по забросам «на дальность».


Старейший кастинговый клуб Франции.

В то время, как виконт Генри де Франс ловил рыбу с помощью “банки с горошком” в своих прудах на Сомме, он также установил рекорды дальности заброса на соревнованиях “Кастинг-клуба Франции”, где в 1910 году он выиграл первый приз за “дальние забросы с грузом" (весом 15 и 7,5 г), достигнув расстояния в 48,55 м. и 43,50 м., соответственно.
Затем появилась катушка с фиксированным барабаном (безынерционная).




При использовании кастинговой (мультипликаторной) катушки, рыболов управляет шпулей большим пальцем.




Luxor Luxe от Pezon & Michel была одной из лучших безынерционных катушек когда-либо созданных.




Знаменитая модель Mitchell 300, выпущенная миллионным тиражом, была доступна и в версии 301 для левшей.


И на этот раз это были не модели, привезённые из Англии или США, а катушки французского производства. В числе первых производителей (с 1936 года) была фирма Pezon and Michel, которая в течение полувека выпускала знаменитые катушки Luxor. Но особенно выделяется компания Mitchell из Клюза в Верхней Савойе, которая с 1945 по 1975 год была крупнейшим в мире производителем катушек и в 1971 году отпраздновала выпуск 20 000 000-й катушки.

В середине 1960-х годов во Франции насчитывалось не менее 5 миллионов рыбаков.

Бэби-бум, который переживала наша страна после окончания Второй мировой войны, очевидно, должен был способствовать пополнению рядов рыбаков. Примечательно, что пиком продаж стал 1964 год, когда было продано чуть более трёх миллионов рыболовных лицензий. В то время, в середине 1960-х годов, во Франции с населением в 50 миллионов человек, даже если учесть тех, кто был освобождён от налога на рыбную ловлю (инвалидов войны, детей до 16 лет и женщин), в нашей стране было не менее пяти миллионов рыбаков.


Старая карточка рыболова.


В Соединённых Штатах миллионы рыболовов охотятся на хищников.

В этот период (скажем, с 1945 по 1970 год) спортивная и динамичная рыбалка с катушкой привлекала молодое поколение гораздо больше, чем статичная рыбалка с поплавком, которой занимались наши родители, бабушки и дедушки. И главным виновником всех этих перемен в нашем хобби стала катушка с фиксированным барабаном (безынерционная). В период с 1930-х по 1970-е этот тип катушки, доказавший свою простоту и универсальность, произвёл настоящую революцию в рыбалке в целом и в спиннинговой ловле в частности. К сожалению, это привело к быстрому истощению наших запасов форели и другой хищной рыбы. Англичане, проявив великую мудрость, очень быстро запретили использование спиннингов с металлическими приманками или «Рапалами» в местах обитания форели и лосося.


Отличная щука, пойманная на колеблющуюся блесну.

Удилища французской фабрики Pezon et Michel считаются лучшими в мире.




Удилище из клеёного бамбука и катушка Luxor luxe от Pezon & Michel.

В конце 1930-х годов компания Pezon & Michel d’Amboise начала серьёзную конкуренцию со знаменитой английской фирмой Hardy Brothers в производстве, а точнее, в конструировании удилищ для ловли нахлыстом, а также бамбуковых спиннингов. После окончания войны, благодаря исключительному сотрудничеству с Шарлем Ритцем, компания Pezon & Michel вплоть до начала 1960-х годов выпускала лучшие в мире спиннинги (серия Luxor и, прежде всего, Telebolic).


С 1960-х годов полый стеклопластик заменил расщеплённый бамбук в производстве удилищ.

Единственным недостатком этих удилищ была их цена, которая в 1950-х годах равнялась месячной зарплате квалифицированного рабочего. Многие рыбаки могли только мечтать о таком удилище. Более того, особенно лёгкие и сверхлёгкие модели, предназначенные для ловли форели, были очень хрупкими. Поэтому многие рыбаки мастерили «эрзац» - удилища из белого или чёрного бамбука с проволочными кольцами и пробковыми рукоятками, но им не хватало гибкости, необходимой для точного заброса.


Производство панелей Pezon & Michel из расщеплённого бамбука.

Инженер французской почты изобрёл стекловолокно.

К счастью, в начале 1960-х годов появились первые полые удилища из стекловолокна — опять же французское изобретение. Анри Дюбуа, инженер французской почты и страстный рыболов, решил использовать оболочки из стекловолокна, которые использовались для изоляции проводов телефонной связи, чтобы изменить их профиль и сделать удилища для заброса (а позже и для ловли нахлыстом) очень лёгкими, прочными, чувствительными и, самое главное, доступными для всех рыбаков.


Полые стеклопластиковые удилища французского бренда Lerc, которые затем были скопированы американцами под названием Conolon, заполонили рынок, и все французские и зарубежные производители рыболовных снастей начали их выпускать. И снова компания Pezon & Michel со своей серией «телескопических» удилищ BB1, BB2, BB3 и BB4 значительно опередила всех конкурентов. До изобретения американцами в 1976 году удилищ из углеродного волокна, то есть примерно в течение пятнадцати лет, серия «Телеболик», продававшаяся по всему миру, позволяла всем желающим заниматься увлекательной, спортивной и демократичной рыбалкой.

Безынерционные катушки, нейлоновая нить и приманки произвели настоящую революцию.

Нейлон, идеально подходящий для безынерционной катушки, был изобретён американцами (компанией Dupont de Nemours) во время Второй мировой войны (в частности, для производства парашютной ткани), а затем, вскоре после окончания военных действий, стал использоваться в качестве лески для рыбалки, что также произвело настоящую революцию в сфере досуга. Гладкие, эластичные, устойчивые к гниению и истиранию и, самое главное, прозрачные, невидимые под водой нейлоновые лески, как только они появились на рынке, вытеснили плетёные и обработанные шёлковые лески и особенно «жилки» (все эти материалы плохо выдерживали контакт с водой и быстро гнили). Безынерционная катушка и нейлоновая нить стали настоящим выигрышным дуэтом, который радовал три поколения рыболовов-спортсменов вплоть до конца 80-х годов, когда появились более тонкие и прочные полиэтиленовые лески.




Ранние "вертушки" имели груз спереди лепестка.

Патент на одну из первых "вертушек" Mepps с грузом позади лепестка - Shimmy.

К концу этих нейлоновых, плетёных или флюорокарбоновых нитей мы крепим приманки, будь то металлические, деревянные, пластиковые или из мягкого синтетического каучука. Вместе с безынерционной катушкой, блесна с грузом под лепестком - это французское изобретение, которое позволило миллионам рыболовов по всему миру ловить форель, окуня, щуку, лосося и других рыб…

Первая из них - знаменитая Mepps (теперь известная всему миру, а количество её подделок исчисляется миллионами) была изобретена в 1938 году господином Мёльнаром, инженером-механиком и рыбаком. До появления "вертушек" Mepps (что расшифровывается как Manufacture d’Engins de Précision pour la Pêche Sportive - «Производство высокоточных рыболовных снастей») существовали блёсны со свинцовыми головками или с отдельным (вынесенным) грузом, но они были гораздо менее эффективны, особенно в плане точности заброса.

Если бренд Mepps, как и Xerox, стал нарицательным, то же самое произошло с Rapala — деревянной приманкой (в то время из сосновой коры, а сейчас из бальсы), которую в 1936 году изобрёл бедный финский рыбак Лаури Рапала, с трудом обеспечивавший свою семью. Бренд перешёл к трём его сыновьям, а теперь и к внукам, и, как и Mepps, стал легендой. По всему миру было продано более 900 миллионов таких приманок, и имя их создателя стало синонимом рыболовных приманок.


PS. Не забывайте подписываться, ставить лайки, читать мои статьи на Дзен, общаться в ВК и смотреть мои видео на Rutube. Название везде одно: "Рыбалка без дураков".
Финансовая поддержка приветствуется (ретро-снасти сами себя не купят). Ну, и, конечно, ожидайте вторую версию статьи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий